Оборотоспособность земельного участка это

Земельное право: ограничения оборотоспособности земельных участков

Оборотоспособность земельных участков — это такое свойство участков земли, которое выражается в способности (возможности) объектов (земельных участков) свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом (например, в результате совершения сделок по отчуждению). Соответственно, наличие установленных ограничений по отчуждению или переходу земельных участков от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства или иным способом свидетельствует об изъятии из оборота или ограничении их оборота.

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом РФ.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

[/su_box]

Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ, федеральными законами.

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  1. Государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ);
  2. Зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  3. Зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  4. Объектами организаций федеральной службы безопасности;
  5. Объектами организаций органов государственной охраны;
  6. Объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  7. Объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  8. Объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
  9. Воинскими и гражданскими захоронениями;
  10. Инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

  1. В пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ;
  2. Из состава земель лесного фонда;
  3. В пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  4. Занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  5. Предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ;
  6. Не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ в границах закрытых административно-территориальных образований;
  7. Предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
  8. Предоставленные для нужд связи;
  9. Занятые объектами космической инфраструктуры;
  10. Расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
  11. Предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
  12. Загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
  13. Расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
  14. В первом и втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется ЗК РФ и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Правила об обороте земель сельскохозяйственного назначения не распространяются на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, а также участков в границах территорий общего пользования.

Реализация права на бесплатное приобретение земельного участка: Видео

Источник: http://legalquest.ru/zemelnoe-pravo/ogranicheniya-oborotosposobnosti-zemelnyx-uchastkov.html

Оборотоспособность земельных участков

.Земельноезаконодательство регулирует оборотземельных участков тремя различнымиспособами.

Во-первых,ограничение оборота земельных участковпообъекту. В статье 27 ЗК РФ содержится переченьизъятых из оборота и ограниченных вобороте земельных участков.

Земельныеучастки, изъятые из оборота, не могутпредоставляться в частную собственность,а также быть объектами сделок,предусмотренных гражданскимзаконодательством. К ним относятсяземельные участки, занятые находящимисяв федеральной собственности следующимиобъектами:

1)государственными природными заповедникамии национальными парками;

2)зданиями, строениями и сооружениями, вкоторых размещены для постояннойдеятельности Вооруженные Силы РоссийскойФедерации, другие войска, воинскиеформирования и органы;

3)зданиями, строениями и сооружениями, вкоторых размещены военные суды;

4)объектами организаций Федеральнойслужбы безопасности;

5)объектами организаций федеральныхорганов государственной охраны;

6)объектами использования атомной энергии,пунктами хранения ядерных материалови радиоактивных веществ;

7)объектами, в соответствии с видамидеятельности которых созданы закрытыеадминистративно-территориальныеобразования;

8)объектами учреждений и органов Федеральнойслужбы исполнения наказаний;

9)воинскими и гражданскими захоронениями;

10)инженерно-техническими сооружениями,линиями связи и коммуникациями,возведенными в интересах защиты и охраныГосударственной границы РоссийскойФедерации.

Земельныеучастки, ограниченные в обороте, непредоставляются в частную собственность,за исключением случаев, установленныхфедеральными законами. К ним относятсянаходящиеся в государственной илимуниципальной собственности следующиеземельные участки:

1)в пределах особо охраняемых природныхтерриторий;

2)из состава земель лесного фонда;

3)в пределах которых расположены водныеобъекты, находящиеся в государственнойили муниципальной собственности;

4)занятые особо ценными объектамикультурного наследия народов РоссийскойФедерации, объектами, включенными вСписок всемирного наследия,историко-культурными заповедниками,объектами археологического наследия;

5)предоставленные для обеспечения обороныи безопасности, оборонной промышленности,таможенных нужд;

6)в границах закрытых административно-территориальныхобразований;

7)предоставленные для нужд организацийтранспорта, в том числе морских, речныхпортов, вокзалов, аэродромов и аэропортов,сооружений навигационного обеспечениявоздушного движения и судоходства,терминалов и терминальных комплексовв зонах формирования международныхтранспортных коридоров;

8)предоставленные для нужд связи;

9)занятые объектами космическойинфраструктуры;

10)расположенные под объектами гидротехническихсооружений;

11)предоставленные для производстваядовитых веществ, наркотических средств;

12)загрязненные опасными отходами,радиоактивными веществами, подвергшиесябиогенному загрязнению, иные подвергшиесядеградации земли;

13)расположенные в границах земель,зарезервированных для государственныхили муниципальных нужд;

14)в первом и втором поясах зон санитарнойохраны водных объектов, используемыхдля целей питьевого и хозяйственно-бытовоговодоснабжения.

Во-вторых,ограничение оборота посубъектам. Иностранные граждане, лица безгражданства, иностранные юридическиелица и совместные предприятия, доляиностранного капитала в которых превышает50%, не могут быть собственниками земель:

-сельскохозяйственного назначения;

-особо охраняемых природных территорий;

-приграничных территорий, переченькоторых устанавливается указом ПрезидентаРФ.

Следовательно,сделки, направленные на приобретениев собственность указанных земельныхучастков, запрещены.

В-третьих,установление особогопорядка совершения сделки. В соответствии с п.2 ст.

8 Закона «Об обороте земельсельскохозяйственного назначения»продавец земельного участка из земельсельскохозяйственного назначенияобязан известить в письменной формевысший исполнительный орган государственнойвласти субъекта Российской Федерацииили в случаях, установленных закономсубъекта Российской Федерации, органместного самоуправления о намерениипродать земельный участок с указаниемцены, размера, местоположения земельногоучастка и срока, до истечения которогодолжен быть осуществлен взаимный расчет.То есть субъект Федерации или органместного самоуправления приобретаетпреимущественное право покупки земельногоучастка сельскохозяйственного назначения.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1791358/page:20/

Комментарий к СТ 27 ЗК РФ

Статья 27 ЗК РФ. Ограничения оборотоспособности земельных участков

Комментарий к статье 27 ЗК РФ:

1. В комментируемой статье установлены ограничения оборотоспособности земельных участков. Оборотоспособность является одной из важнейших характеристик объектов прав. С точки зрения оборотоспособности земельные участки могут быть оборотоспособными; ограниченными в обороте и изъятыми из оборота.

Оборотоспособность земельных участков — это такое свойство участков земли, которое выражается в способности (возможности) объектов (земельных участков) свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом (например, в результате совершения сделок по отчуждению). Соответственно, наличие установленных ограничений по отчуждению или переходу земельных участков от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства или иным способом свидетельствует об изъятии из оборота или ограничении их оборота.

Согласно п. 3 ст. 129 ГК земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В земельном законодательстве содержатся специальные требования об обороте земельных участков.

Если земельный участок является объектом имущественных отношений вместе с иными природными ресурсами (например, водными объектами, недрами), то такие отношения регулируются не только земельным, но и лесным, водным законодательством и иными специальными федеральными законами.

Гражданское законодательство в данном случае применяется только субсидиарно (дополнительно). Под гражданским законодательством понимается ГК и принятые в соответствии с ним федеральные законы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли, имущественной самостоятельности участников (ст. ст. 2, 3 ГК).

2. ГК требует, чтобы объекты, изъятые из оборота, были прямо указаны в федеральном законе. Ограниченно оборотоспособные объекты должны определяться в порядке, установленном законом (п. 2 ст. 129 ГК). Одним из таких федеральных нормативных правовых актов, регулирующих оборотоспособность земельных участков, является ЗК.

Изъятые из оборота земельные участки не могут быть предметом сделок, предоставляться в частную собственность и находиться в свободном обороте. В то же время в действующем законодательстве можно встретить отступления от этого общего правила. Исключение составляют земельные участки, занятые национальными парками. В соответствии с п. 4 ст.

12 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников.

В целях организации рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, земельные участки в зонах познавательного туризма, рекреационных зонах и зонах обслуживания посетителей могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством. Также согласно п. 5 ст.

93 ЗК отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, могут предоставляться в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.

Ограниченные в обороте земельные участки — это участки, которые могут принадлежать лишь определенным субъектам либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению.

Следовательно, ограниченно оборотоспособные земельные участки могут быть объектом оборота при соблюдении установленных земельным законодательством условий. Предоставление таких участков в частную собственность допускается только при наличии прямого указания в федеральном законе.

Например, к ограниченно оборотоспособным следует отнести сельскохозяйственные угодья, поскольку они могут принадлежать на праве собственности лишь строго определенному кругу лиц.

Кроме того, при обороте земель сельскохозяйственного назначения необходимо учитывать и максимальные размеры общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица (п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 4 ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель).

Если земельный участок находится в частной собственности, то он не изъят из оборота и не ограничен в обороте, а потому, по смыслу ст. 260 ГК, он либо его часть могут быть предметом сделки (см. Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за третий квартал 2003 г. от 24 декабря 2003 г. // Бюллетень ВС РФ. 2004. N 3).

При совершении сделки с нарушением условий об ограничениях оборотоспособности земельных участков такая сделка является ничтожной, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК).

Источник: http://ZemKod.ru/glava-5/st-27-zk-rf/kommentarii

Ограничения оборотоспособности земельных участков

Ограничения оборотоспособности земельных участков.

Оборотоспособность земельных участков — это такое свойство участков земли, которое выражается в способности (возможности) объектов (земельных участков) свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом (например, в результате совершения сделок по отчуждению). Соответственно, наличие установленных ограничений по отчуждению или переходу земельных участков от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства или иным способом свидетельствует об изъятии из оборота или ограничении их оборота.

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

[/su_box]

Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ, федеральными законами.

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ);

2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

[/su_quote]

3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ;

2) из состава земель лесного фонда;

3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ;

6) не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ в границах закрытых административно-территориальных образований;

7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

8) предоставленные для нужд связи;

9) занятые объектами космической инфраструктуры;

10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;

13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется ЗК РФ и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Правила об обороте земель сельскохозяйственного назначения не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Источник: https://juristic.pro/zemelnoe-pravo/ogranicheniya-oborotosposobnosti-zemelnyx-uchastkov.html

Оборотоспособность земельных участков J

⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 32Следующая ⇒

Понятие оборотоспособности объектов гражданских прав сформу­лировано в п. 1 ст. 129 ГК.

По общему правилу, объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства: наследования, ре­организации юридического лица, либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Под оборотоспособ-ностью подразумевается возможность отчуждения объекта по договору купли-продажи, мены или дарения либо его перехода от одного лица в порядке универсального правопреемства (в форме наследования или реорганизации юридического лица)1. Оборотоспособность — возмож­ность свободно распоряжаться объектами гражданских прав путем их передачи другим лицам.

Указанное общее понятие оборотоспособности применимо и к сфере земельных отношений. Оборотоспособность земельных участ­ков представляет собой возможность определять юридическую судьбу земельного участка его собственником в пределах, установленных за­коном, т.е. распоряжаться им.

Данное определение применимо ко всем землям, находящимся как в частной, так и в государственной или муниципальной собственности. Субъектам права публичной собственности, как и частным собствен­никам, земельное законодательство предоставляет право распоряжать­ся принадлежащими им земельными участками в порядке, установлен­ном законодательством.

Основное отличие оборотоспособности земельных участков от обо­ротоспособности иных объектов гражданских прав заключается в том, что земельное законодательство устанавливает определенные пределы и ограничения распоряжения земельной собственностью.

Признание земли объектом гражданских прав, права частной соб­ственности и соответственно недвижимым имуществом ставит вопрос

Источник: https://lektsia.com/6xd80b.html

Понятие ограничения оборотоспособности земельных участков

У.В. Корнилова* ПОНЯТИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ОБОРОТОСПОСОБНОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Согласно ст. 3 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) земельными отношениями являются отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Совокупность норм, регулирующих

данные отношения, определяется в юридической науке как правовой

1

режим земель и земельных участков .

Некоторые авторы в качестве признака правового режима земельного участка как объекта гражданских прав называют его обо-ротоспособность. В частности, А.С. Трифонов и Д.В. Козлов считают оборотоспособность центральным элементом частноправового режима земельных участков2. По мнению Д.В.

Жернакова, гражданско-правовой режим земельного участка и гражданский оборот — категории взаимозависимые3. Данная точка зрения получила отражение и в правоприменительной практике. В частности, суд, разрешая спор, отметил, что оборотоспособность земельного участка относится к его правовому режиму, а не к категории земель4.

Таким образом, под гражданско-правовым режимом земельного участка следует понимать совокупность (систему) правил, определяющих место участка в сфере гражданско-правового регулирования, обусловленных экономическим фактором принадлежности определенному субъекту и возможностью нахождения в гражданском обороте, установленных в результате применения конкретных способов и средств гражданско-правового воздействия5. Отдельные ученые указывают на то, что изъятие объектов

* Аспирантка Института государства и права РАН.

1 См.: Крассов О.И. Земельное право. М., 2000. С. 12; Боголюбов С.А. Земля и право. Пособие для российских землевладельцев. М., 1997. С. 34-35.

2 См.: Трифонов А.С. Правовой режим земель промышленности. М., 2007. С. 168; Козлов Д.В. Совокупный (комплексный) правовой режим земельных участков // СПС «Гарант».

3 См.: Жернаков Д.В. Правовой режим земельных участков как объектов гражданского оборота: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 6-7.

4 См.: постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2011 г. по делу № 15АП-5850/11 // СПС «Гарант».

5 См.: Шорников Д.В. Природные ресурсы как объекты гражданских прав: Дисс. … канд. юрид. наук. С. 39-40.

Труды Института государства и права Российской академии наук № 1/2015

гражданских прав из оборота либо их ограничение в обороте — это традиционный способ защиты публичного интереса в российском гражданском праве6. Данная точка зрения представляется спорной.

Специфика института изъятия земельных участков из оборота проявляется в его императивном и принудительном характере, что не свойственно для гражданского права, в связи с чем указанный институт как совокупность норм, сочетающих публичные и частные начала, следует признать составной частью земельного права как самостоятельной отрасли российского права.

Ограничение оборотоспособности земельных участков определяется в литературе как невозможность реализации частными лицами их права на приобретение земли из публичной собственности или отступление от принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (п. 5 ст. 1 ЗК РФ).

При этом подчеркивается, что полноценность права частной собственности на землю в значительной степени определяется свободой оборота земельных участков самых различных категорий и возможностью их принадлежности физическим и юридическим лицам.

Однако с учетом значения земли как основы жизни и деятельности человека законодатель предусмотрел достаточно серьезные ограничения оборотоспособности земельных участков (ст. 27 ЗК РФ)7.

По нашему мнению, применительно к категории «правовой режим земельного участка» нецелесообразно руководствоваться узкоотраслевым подходом и противопоставлять земельно-правовой режим гражданско-правовому режиму земельного участка, поскольку собственник, реализуя свои частные правомочия, обязан использовать участок по назначению и осуществлять предусмотренные законом охранные мероприятия. Учитывая это, можно согласиться с О.И. Крассовым, указывающим, что категория «правовой режим» позволяет определить порядок использования и охраны соответствующих земель, т.е. установить особенности содержания права собственности. В качестве одного из элементов, образующих в совокупности понятие

6 См.: Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности: вопросы теории и практики / Отв. ред. А.Я. Рыженков. М., 2009. С. 77; Чубаров В.В. Проблемы правового регулирования недвижимости. М., 2006. С. 40; Крассов О.И. Право частной собственности на землю. М., 2000. С. 120; КорнеевА.Л. Сделки с земельными участками: Учеб. пособие. М., 2006. С. 54-56.

7 См.: Винницкий А.В. Ограничения оборотоспособности земель вблизи водных объектов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 9. С. 106.

правового режима, он выделяет оборотоспособность земельных участков8, представляющую собой «форму закрепления в законодательстве пределов осуществления субъективных прав на земельные участки, соблюдение которых препятствует нанесению ущерба природным объектам и расположенным на них зданиям и сооружениям, но не исключает использование земельного участка в соответствии с его основным целевым назначением»9. Такой подход представляется верным, но требует уточнения, поскольку ограничение оборотоспособно-сти земельных участков устанавливается не только в целях охраны природных объектов, но и для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, недопущения использования земель, уже испытавших на себе разрушительное антропогенное воздействие.

В литературе справедливо отмечается, что наличие в законодательстве РФ института ограничения оборотоспособности земельных участков обусловлено необходимостью обособления ряда земельных участков, используемых всеми членами общества, и земельных участков, используемых для выполнения публичных функций государства, относящихся к публичной собственности и не подлежащих гражданскому обороту10. Следует добавить, что ограничение оборотоспособности земель служит правовым средством, с помощь которого осуществляется регулирование земельных отношений, поскольку нормы, образующие данный правовой институт, определяют пределы включения земельных участков в гражданский оборот. Наряду с целевым назначением к числу признаков правового режима земельных участков необходимо относить наличие у участника земельных отношений (в том числе органа публичной власти) определенного объема полномочий по отношению к земле, поэтому оборотоспособность и ограничения оборотоспособности земельных участков следует рассматривать как элементы (составные части) категории «правовой режим земельного участка».

Анализ действующего законодательства показывает, что ограничение оборотоспособности земельных участков может осуществляться следующими способами:

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-ogranicheniya-oborotosposobnosti-zemelnyh-uchastkov

Оборотоспособность земельных участков это

Земельное законодательство регулирует оборот участков тремя различными способами:

  • ограничение оборота по объекту ( ст. 27 ЗК РФ — перечень изъятых из оборота и ограниченных в обороте земельных);
  • ограничение оборота по субъектам ;
  • установление особого порядка совершения сделки .
    1. ограничение оборота участков по объекту ( ст. 27 ЗК РФ — перечень изъятых из оборота и ограниченных в обороте земельных);
    2. ограничение оборота по субъектам ;
    3. установление особого порядка совершения сделки .

Ограничение оборота участков по объекту Ограничение оборота земельных по объекту установлено ст.

Земельный кодекс, N 136-ФЗ

| ст 27 ЗК РФ Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков 1. Оборот участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Отчуждение его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных ст.27 Кодекса ограничений оборотоспособности земельных участков.

Под отчуждением в гражданском праве понимают добровольную или принудительную передачу собственником принадлежащего ему права собственности на имущество другому лицу, а также переход права собственности на имущество без волеизъявления собственника.

Высшее дистанционное образование

ВЫСШЕЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОЧЕМУ ИМЕННО МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.С.Ю.ВИТТЕ?

Московский университет имени С.Ю.Витте — один из первопроходцев негосударственного образования в России.

На протяжении многих лет он поддерживает свою репутацию и высокий рейтинг по всем направлениям подготовки.

Название работы: Оборотоспособность земельных Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право Описание: участки изъятые из оборота не могут предоставляться в частную собственность а также быть объектами сделок предусмотренных гражданским законодательством.

К ним относятся участки занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:1 государственными природными заповедниками и национальными парками;2 зданиями строениями и сооружениями в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации другие войска воинские формирования и органы;3 зданиями строениями и.

Условия и порядок отчуждения земельного участка

Условия и порядок отчуждения земельного

Условия и порядок отчуждения земли в Российской Федерации регулируются 52 статьей Земельного кодекса. Согласно положениям указанной статьи ЗК, отчуждение участка земли его собственником в пользу других лиц должно производиться в порядке.

Ограничения оборотоспособности земельных участков

Оборотоспособность участков — это такое свойство земли, которое выражается в способности (возможности) объектов () свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом (например, в результате совершения сделок по отчуждению).

Статья 27

. Ограничения оборотоспособности Позиции высших судов по ст.

27 ЗК РФ >>> 1. Оборот осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. 2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Название работы: Оборотоспособность участков Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право Описание: Земельные участки изъятые из оборота не могут предоставляться в частную собственность а также быть объектами сделок предусмотренных гражданским законодательством.

К ним относятся занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:1 государственными природными заповедниками и национальными парками;2 зданиями строениями и сооружениями в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации другие войска воинские формирования и органы;3 зданиями строениями и.

Источник: http://burkurs.ru/oborotosposobnost-zemelnyh-uchastkov-ehto-29237/

Оборотоспособность земельных участков

Статьей 27 ЗК РФ устанавливаются определенные требования к оборотоспособности и, соответственно, обороту земельных участков. При этом, в соответствии с данной статьей, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.

Под оборотоспособностью земельного участка согласно ст.

129 ГК РФ, установившей общее понятие оборотоспособности гражданских прав, следует понимать возможность участка свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если он не изъят из оборота или не ограничен в обороте. Соответственно ограничением оборотоспособности является законодательно установленное ограничение при отчуждении или переходе земельного участка в порядке указанного выше универсального правопреемства.

При этом земельные участки, изъятые из оборота, в соответствии с указанной статьей ГК РФ должны быть прямо указаны в законе, а земельные участки, ограниченные в обороте (ограниченно оборотоспособные) определяются в порядке, установленном законом. И в соответствии с ч. 3 указанной ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Таким образом, ограничение, изъятие из оборота, а также допущение к обороту земельных участков должны быть урегулированы земельным законодательством, а именно Земельным кодексом РФ и иными федеральными законами.

К таким федеральным законам прежде всего следует отнести те из них, которые устанавливают особые требования к обороту иной прочно связанной с землей недвижимости, и прежде всего природных объектов.

В данном случае следует иметь в виду Лесной кодекс Российской Федерации, который устанавливает, что лесной фонд РФ находится в федеральной собственности; Водный кодекс Российской Федерации, которым определено, что большинство водных объектов находится в собственности государственной. Упомянутые нормы данных федеральных законов существенно ограничивают в обороте земельные участки, на которых расположены эти объекты недвижимости.

Из общего положения об оборотоспособности земельных участков исходит и ст. 260 ГК РФ, которая устанавливает, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается.

27 статья ЗК РФ

4. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);

2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

[/su_quote]

Источник: https://megalektsii.ru/s3466t8.html